четверг, 6 апреля 2017 г.

Социальные сети как феномен современной культуры

Гюнель Оруджалиева 
научный сотрудник 
научно-исследовательской 
лаборатории «Журналистика»
Социальные медиа-вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета. Имеет ряд существенных отличий от традиционных средств массовой коммуникации. Термин "медиа" является калькой английского "media". В среднем раз в десять лет возникает радикально новая технология, которая фундаментально меняет ландшафт бизнеса. В каждом таком случае, вне зависимости от динамики предыдущей конкуренции, те бизнесы, которые понимают новые технологии и могут к ним адаптироваться, выигрывают, а те, кто не понимает и не адаптируется, - проигрывают. В 1970-е годы это были вычисления на мейнфреймах. В 1980-е - персональный компьютер. В 1990-е годы это был Интернет. А сегодня это онлайновый социальный граф. Но что это такое - онлайновый социальный граф? Это Всемирная Паутина Людей - система связей между людьми, пользующимися сайтами социальных сетей вроде Facebook, Linkedin, Hoover's Connect и т.п. Социальный граф для людей означает то же самое, что WWW для страниц, соединенных гиперссылками: средство организации, фильтрации и ассоциации. После того как Интернетом были соединены все компьютеры, сайты и страницы, пришло время для следующей цифровой революции - соединения людей. Метаданные веб-страниц, такие как их заголовки, ключевые слова и система связей с другими страницами, были важнейшим инструментом, позволившим нам находить информацию в Интернете и оперировать ею. Аналогично метаданные социального графа, описывающие конкретных людей - место их работы, вид деятельности, интересы, круг друзей, - позволяют нам управлять множеством взаимоотношений с огромным количеством людей.
Чтобы лучше понять и подготовиться к происходящим трансформациям, которые нам несет социальный нетворкинг, будет неплохо бросить взгляд на то, как предыдущие технологические революции создавали или разрушали бизнес-практики. Как вы увидите в примерах и таблицах этой главы, каждая волна изменения технологической инфраструктуры была отмечена циклом инноваций и их коммерциализации, возникновением новых классов приложений и в конце концов - изменением бизнеса. Подобно предыдущим революциям, онлайновый социальный граф вызовет возникновение новых классов более подвижных и более эффективных бизнесов, которые победят в соревновании с теми, кто использует технологии предыдущих эпох.
Социальные формы коммуникации посредством интернета представляют собой исторически новый вид коммуникации производителей содержания сообщений (контента) с потребителями, которые при этом сами вовлекаются в его производство, когда каждый читатель/подписчик блога может выполнять функции автора, в том числе действуя в качестве комментатора репортера, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса. Речь идет о быстро развивающейся совокупности технологий коммуникации, которые позволяют людям общаться между собой посредством интернета для достижения всевозможных целей. Общение может принимать самые различные формы: пользователи могут делиться мнениями, опытом, знаниями, новостями, видеоматериалами, фотографиями, музыкой и ссылками на те или иные сайты, а также налаживать контакты и взаимодействовать для организации и проведения совместных действий. Kaplan и Michael Haenlein определяют социальные средства коммуникации ("медиа") как "группу интернет-приложений на той или иной идеологической и технологической базе Web 2.0, которые позволяют участникам социальных сетей создавать содержание ("контент") и обмениваться им. 
Типы социальных медиа:
· Социальные сети
· Блоги и микроблоги
· Форумы;
· Сайты отзывов;
· Фото и видеохостинги;
· Сайты знакомств;
· Геосоциальные сервисы
В настоящее время количество социальных сетей (таких как "Одноклассники", "ВКонтакте", "МойМир", "МойКруг", "Facebook" "МирТесен", MySpace) в Интернете и численность их участников растет с невероятной быстротой. Социальные сети сегодня уже посещает более чем две трети онлайн-аудитории во всем мире, и это четвертая по популярности онлайн-категория после поисковых порталов, информационных порталов и программного обеспечения, которая опережает даже электронную почту (по данным компании Nielsen Online, исследующей онлайн поведение в 9 странах). По данным той же компании, использование онлайн-сообществ сегодня растет вдвое более быстрыми темпами, чем любой из четырех других секторов сети Интернета и в три раза быстрее, чем пользование Интернетом в целом. Социальные сети (social networks) привлекают людей, преследующих различные цели: поддержание контакта со старыми знакомыми и поиск новых, в т. ч. обустройство личной жизни; поиск работы, продвижение своего бизнеса, профессиональное общение; обмен информацией и медиаконтентом с другими пользователями. Аудитория различных социальных сетей сильно отличается друг от друга. Так, пользователей в возрасте от 15 до 24 следует искать в сети “Мой мир" на Майл. ру, от 16 до 34 - в сети Вконтакте, а от 20 до 53 - в сети Одноклассники. ру. В Азербайджане социальные сети появились сравнительно недавно, хотя довольно давно распространены за рубежом. Но несмотря на это, некоторые из них приобретают огромную популярность, другие же с большим успехом составляют им конкуренцию. Основные дискуссии развиваются около вопроса: чем являются социальные сети Интернета для современного человека - злом или благом? Именно поэтому вопрос формирования, существования и функционирования социальной сети должен быть изучен социологией.
Наиболее распространенными формами общения с помощью веб-технологий, несомненно, являются форумы и блоги. С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и социальными связями между собой. Сам термин “социальная сеть” был введён в 1954 году социологом манчестерской школы Джеймсом Барнсом в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшей в сборник "Человеческие отношения". Социальные сети Интернета и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов и обратной связи а так же постепенно стали одним из средств генерации интернет-контента (то есть содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро распространилось большое количество социальных веб-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Так, стало возможным прослеживать цепь социальных связей и промежуточных знакомств, связывающих на первый взгляд совершенно незнакомых людей. Какая же социальная сеть была самой первой? “Хотя различные источники указывают разные даты, можно сказать, что начало широкого распространения этого явления было положено в 1995 году. Веб-сайт социальной сети Classmates.com был открыт для посетителей в 1995 году Рэнди Конрадом, владельцем компании Classmates Online, Inc. Веб-сайт помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми, с теми, с кем человек имел дело в течении всей своей жизни (в дошкольных учреждениях, школе, вузе, на работе, на военной службе). Но официальным началом “бума" социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены сервисы LinkedIn, MySpace и Facebook.” [3, c. 73] Социальные сети могут различаться по как по тематике так и по ряду других признаков, однако среди общих черт, присущих всем социальным сетям можно выделить следующие:
· В большинстве сообществ предусмотрена регистрация пользователей - то есть на каждого участника должна быть заведена отдельная учетная запись. В процессе регистрации, пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации (логин, пароль, адрес электронной почты). Такой подход гарантирует в определенной степени уникальность каждого участника.
· Работа в среде сети проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с указания пользователем своего логина (имени) и пароля, для подтверждения своей личности. Для удобства пользователя, сеансовость участия обычно скрывается техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.
· Помимо учетных данных, пользователь настраивает собственное окружение - внешний вид страницы, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, контакты.
В настоящее время многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, чаще всего не с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родители, дети, бывшие или настоящие супруги, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и другие заинтересованные лица. Сборщики долгов иногда используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе (например, указание места рождения, даты рождения, размещение фотографий может помочь кредиторам идентифицировать личность должника и отличить его от однофамильцев или получить другую информацию об исследуемом индивиде). Также путем несложного анализа первичной информации можно получить сведения о том, откуда гражданин родом, где жил в определенные периоды своей жизни. На первый взгляд, эта информация не может принести пользу сегодня, ведь это события прошлого, но эта информация может дать ценные сведения о том, где гипотетически может гражданин иметь открытый на свое имя банковский счет, зарегистрированную собственность. Есть также сообщения в сети Интернет, о том, что некоторые военкоматы так же прибегают к информации хранящейся на социальных сайтах. Военкоматы интересует, разумеется, несколько иная информация о человеке, в отличие от кредиторов, но, тем не менее, некоторые сведения и они могут почерпнуть из сети. Еще одним из видов необходимой и, часто недостижимой при обычных видах поиска, информации о должнике являются сведения о месте работы человека. Некоторые работодатели даже запрещают пользоваться социальными сетями - не только ради экономии, но и чтобы воспрепятствовать утечке информации. Личная страница в социальной сети может быть использована так же и кадровыми службами (в сферу их интересов о кандидате на какую-либо должность входит информация о месте учебы, о месте работы, о репутации и т.д.). Таким образом, мы видим что эта тема требует гораздо более детального исследования, учитывая тот факт, что все эти подозрения могут привести к параноидальным расстройствам личности. Остается множество неразрешенных вопросов о том, стоит ли доверять личные данные Интернету, как обезопасить себя от вышеперечисленных ситуаций и выработать культуру поведения в социальных сетях Интернета.
Конечная аудитория социальных сетей подсчитывается с учетом как первичной аудитории (число пользователей, которые познакомились с сообщением там, где оно было изначально размещено), так и расширенной (пользователи, познакомившиеся с сообщением в результате действий первичных пользователей, поделившихся информацией). Для подсчета аудитории блогов используются счетчики авторитетности и читаемости и рейтингов; для форумов - статистика посещений, которую ведет сама площадка, плюс внешняя статистика посещаемости.
Для оценки аудитории можно также использовать автоматизированные сервисы мониторинга и анализа социальных медиа, которые получают данные напрямую от площадок. Влияние социальных сетей и интернета постепенно распространилось далеко за пределы Интернета. Все больше компании стали рассматривать социальные медиа как новый, весьма эффективный канал общения с потребителем. Канал, который имеет важное отличие от традиционных способов бренд-коммуникаций - огромную резонансность. Отзыв, оставленный в социальных медиа, может молниеносно распространиться по сети и остаться там надолго.
По опыту различных исследовательских проектов (изучения мнений в социальных медиа о брендах, компаниях и персонах, анализе аудитории блогов на протяжении двух лет), мы можем сделать несколько выводов о специфике социальных медиа. Первая и главная особенность коммуникаций в социальных медиа - мнения потребителей в сети обычно поляризованы и критичны. Как правило, в блогах и на форумах не пишут нейтральных отзывов: их считают пустой тратой времени. Кроме того, отслеживая и модерируя резкие высказывания потребителей в сетях, компании стимулируют появление новой волны негатива. Поэтому в процентном соотношении в социальных медиа гораздо меньше нейтральных отзывов, чем в результатах других исследований. Наш опыт показывает, что порядка 50% высказываний (чаще всего - 2/3-3/4 высказываний) являются оценочными, что очень высоко и нехарактерно для любого другого канала коммуникации или другого инструмента маркетинговых исследований.
Другая важная особенность: сказанное в социальных медиа есть именно то, что реально думают потребители. Никто не просил и не принуждал этих людей высказывать свое мнение - они делают это обычно по собственному желанию. Конечно, за исключением случаев "заказных" PR-акций, но их в расчет не берем. Почему потребители оставляют свое мнение в социальных медиа? Они хотят быть услышанными и изменить ситуацию. С этих позиций они, безусловно, пристрастны. Однако это не противники, а добровольные помощники брендов и компаний, как бы странно это ни звучало. Многие из этих добровольных помощников хотят не просто решить свою личную проблему, но и помочь другим потребителям, улучшить продукт или сервис компании. Ярким свидетельством тому являются огромные отклики, которые получают бренды в ответ на просьбу поделиться идеями. На своих страницах в соцсетях (так называемых "виртуальных представительствах брендов") или специальных сайтах, созданных для сбора идей потребителей (например, MyStarbacksIdea), бренды получают неимоверный отклик со скоростью в несколько тысяч идей в минуту.

Social networks as a phenomenon of modern culture
Abstract 
Virtual social networking has become a popular modern day life. In this paper, this phenomen is analyzed in terms of socio-cultural approach, which reveals its potential for society. Identified socio-cultural effects of virtual social networking, which allows to conclude that the globalization of their value, as well as trends in the formation of virtual mass.
Key words: social media, journalism, media, function, web, technology, network.

Резюме
Виртуальная социальная сеть стала популярным атрибутом современной жизни. В статье этот феномен анализируется с позиций социокультурного подхода, раскрывающего его потенциал для общества. Выявлены социокультурные эффекты виртуальных социальных сетей, что позволяет сделать вывод об их глобализационном значении, а также о тенденциях формирования виртуальной массы.
Ключевые слова: социальные медиа, журналистика, медиа, СМИ, функция, веб-технологии, сеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий