понедельник, 14 декабря 2015 г.

Печатные электронные СМИ Азербайджана

Нигяр Икрам кызы Агаева
научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории «Журналистика»

В настоящее время активно развивается и совершенствуется новый вид распространения журналистской продукции – электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телевизионные каналы, радиостанции, газеты, журналы. Электронные версии печатных газет появились благодаря возникновению глобаль­ной Сети. Будучи одним из самых крупных достижений XXI века - международная сеть Интернет - послужила причиной образования нового вида Средств Массовой Информации. Во всём мире уже наряду с печатным вариан­том СМИ существуют и интернет сайты. Сайт это деятельность какой-либо орга­низации в интернете. Такие сайты имеют свои особенности и в форме подачи материала, и в способах распространения, и типологические особен­ности, и в способах своего оформления. Одной из особенностей электронной версии газеты является то, что она постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована. Другой особенностью электронных версий газет является их гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро находить различные мате­риалы, ссылки, в связи с чем, чтение электронной версии газеты оказы­вается более осмысленным, содержательным, может быть, и более разнооб­раз­ным. Электронные версии газет позволяют читателю получать в свое распоряжение все виды информации – и аудиовизуальную, и текстовую. Однако новые виды СМИ уступают печатной прессе, как правило, в уровне аналитичности [1,с.43-51]. В зависимости от задач сайта, особенностей его целевой аудитории, содер­жательно-тематической модели и его имиджа опре­деляется структура – состав, строение и заполнение его электронных страниц.

Как и бумажная газета, электронная версия газеты имеет свои функции и особенности в своей структуре. У сайта газеты не может быть одной-единст­венной функции – набор функций сайта газеты всегда велик, однако на первый план выступают, как правило, одна-две функции. Структура же электронных версий газет, с одной стороны, значительно отличается от структуры газет бумаж­ных (вследствие гипертекстовости и мультимедийности), а с другой – во многом с ней схожа (наличием определенных рубрик, разделов и т.д.). Основ­ные характеристики сайта газеты, главные тематические направления материа­лов, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жан­ровую систему публикаций, систему рубрик и т.д. обусловливают цели и задачи сайта. Немалое значение имеют особенности аудитории сайта, ее состав, инте­ре­сы, информационные запросы.

Они влияют не только на тематику материа­лов сайта, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на электронных страницах. Важный фактор, определяющий структуру номера сайта газеты, – его содержательно-тематическая модель. Формируя структуру сайта газеты и отдельных его рубрик, как правило, отвечают на четыре главных вопроса: «Что включить в номер?», «В каком соотношении должны находиться различные части его содержания?», «Как их расположить?», «Как подать мате­риал, какие формы для этого использовать?» [3,с.486]. Каждый номер элект­рон­ной версии газеты состоит из материалов, посвященных самым важным вопросам современности, – «злобе дня», поднимает самые актуальные проб­лемы, волнующие широкую общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого присутствуют самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций. Под публикацией мы понимаем опубли­ко­ванный – размещенный на сайте для восприятия ее читателями – текст или иллюстрацию.

В Азербайджане интернет-медиа берет свое начало с 1996-го года. До того момента сеть использовалась в качестве информационного распространения только в электронной переписке. Основу первых Интернет-медиа в стране, среди русскоязычных СМИ были заложены со стороны газет «Зеркало» (www.zerkalo.az), среди азербайджаноязычных – «Ени Мусават» (www.musavat.com). Информационное Агентство «Туран» также считается одним из основателей распространения информации через Интернет: www.turan.az. Позднее были созданы интернет адреса газет «Азадлыг» (www.azadliq.az), «525-джи газет» (www.525ci.com), «Айна» (www.ayna.az), «БизимЭср» (http://bizimasr.media-az.com/), «Азербайджан» (http://www.azerbaijan-news.az/), «Заман» (www.zaman.com.az), Информа­цион­ного Агентства «Тренд» (www.trend-az.com). 

Как же влияет наличие интернет страницы на продажу газет в Азербайджане? Онлайновая версия означает идти в ногу со временем, и она необходима для выхода в мировое информационное пространство. Но за выче­том интернет СМИ, эти интернет страницы создают определенные проблемы для СМИ, особенно для органов бумажной печати. Например, наличие возмож­ности чтения газеты с Интернета отражается на продаже газеты, а значит, и на прибылях, поступающих в редакцию. Буквально недавно владелец газеты «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер высказал предположение, что именно по вышеуказанной причине в ближайшие 5 лет печать газеты, возможно, прек­ратиться и деятельность будет продолжена в режиме онлайн. Для выяснения воздействия Интернета на газеты Азербайджана сайт «Медиа форум» обра­тился к руководителям некоторых органов печати. Главы печатных органов выразили отношение к высказываниям относительно полного исчезновения печатной продукции в связи с развитием Интернета. Главный редактор газеты Ени Мусават Рауф Арифоглы заявил, что Интернет версия газеты «Ени Мусават» приводит к уменьшению продажи газеты на 300-500 экземпляров ежедневно. По словам редактора, для предотвращения этого явления они раньше избрали такую тактику – ежедневные материалы размещались на сайте чуть позже, в дневные часы: «Этой практикой пользуются во многих странах мира. Но затем мы отказались от этой традиции, так как хотели, чтобы и в электронной версии «Ени Мусават» читали больше и раньше всех. По этой причине для сохранения лидерства в виртуальном мире и, несмотря на мате­риальные потери, начали размещать материалы вовремя». Р.Арифоглы заявил, что во всем мире онлайновая версия влияет на печатную медию, и Азербайджан тоже не остался в стороне от этой тенденции: «Теоретические прогнозы таковы, что электронные газеты, в том числе электронные СМИ в течение ближайших 20 лет выведут из оборота бумажные варианты газет» [8].

Главный редактор газеты 525-джи газет Рашад Маджид тоже заметил, что интернет страница газеты влияет на продажу, особенно в столице. По его словам, если в Баку реализуется 1500-2000 экземпляров газеты «525-джи газет», то интернет версия читается в три раза больше: «Поэтому в редакции как-то прозвучала мысль, что надо делать платным вход на сайт в Азербайд­жа­не. Но я считаю, что еще очень рано делать такие шаги». Но, несмотря на это, главный редактор не верит, что Интернет отправит в архив печатную медию: «Я принимал участие на диспутах по этой теме в США еще в 1998 году. То есть 10 лет назад этот вопрос обсуждали, но газеты до сих пор издаются. По-моему, газета имеет свои преимущества, и Интернет не может полностью заменить его. Печатная газета имеет иной эффект, газету можно читать, держа в руках, носить с собой, в Интернете же этих возможностей нет»[8].

Главный редактор газеты «Азадлыг» Ганимат Захид думает, что виртуаль­ный мир не окажет на печатную медию существенного влияния. Г.Захид, объяс­няя позднее размещение обновлений на веб-сайте «Азадлыг» техническими причинами, заявляет, что в этом запоздании не преследуется какая-то цель. Г.Захид считает, что Интернет никогда не сможет полностью вывести из обо­рота бумажную медию: «Всегда звучали мистические суждения о конце света. Когда телевидение стало популярным, тоже предсказывали конец газетного дела. Но так не произошло. Конец бумажных газет, наверно, никогда не нас­тупит. В миссии газетного дела могут произойти изменения. Может быть, это уже произошло. Когда выпускались первые газеты, их миссия отличалась от нынешних газет» [8].

Главный редактор газеты «Экспресс» Газанфар Байрамов заявил, что онлай­новая версия газеты практически не влияет на продажу. По мнению глав­ного редактора, Интернет еще не очень распространен в Азербайджане, и поэтому не очень влияет на продажи: «Именно по этой причине в отличие от стран Европы, а также США сайты в Азербайджане выведут из оборота печатнуюмедию еще не очень скоро» [8].

Главный редактор газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик» Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев говорит о том, что сайты в основном интересны читателям из-за рубежа. Например, объявления на сайте газеты «Реальный Азербайджан», который выпускается раз в неделю, происходят через 4-5 дней после выхода газеты, и это главный редактор объясняет продажей. По словам главного редактора, в противном случае продажа газеты упадет и редакция понесет большие убытки. Но электронная страница «Гюнделик» Азербайджан» обновляется оперативно и главный редактор заявляет, что это оказывает на продажи значительное влияние. Э.Фатуллаев думает, что виртуальный мир выведет из оборота не только газеты, но даже теле­видение и радио в традиционном понимании: «Например, телевидение Михаила Гущинского распространяется по Интернету и собирает очень боль­шую аудиторию». Э.Фатуллаев считает, что в течение 10-15 лет в Азербайд­жане возникнет Интернет радио, Интернет телевидение, одновре­менно, газеты, телевидение и радиостанции постепенно начнут функцио­ни­ровать только в Интернете. Главный редактор находится во мнении, что это самый удачный путь избегания цензуры и давления властей, и оказания сопротивления [8].

Заместитель главного редактора газеты «Эхо» Наир Алиев считает, что интернет страницу можно считать «хорошим приложением» к газете: «Не сказал бы, что электронная версия оказывает отрицательное влияние на деятельность газеты». Н.Алиев считает, что наличие сайта еще более расширяет читательскую аудиторию газеты. Относительно мнения выхода из оборота газет в результате расширения Интернета, Н.Алиев заявил, что это возможно в очень далекой перспективе: «Газета достаточно устоявшееся СМИ» [8].

Первой электронной газетой Азербайджана была «Гражданское Общество», деятельность которой началась в 1990-х годах. А «Bakutoday.net» - первая онлайн газета на английском языке, начавшая свою деятельность в 2000-х годах. Эта газета новостей на английском языке для Кавказского и Прикас­пийс­кого регионов. В настоящее время в стране действуют очень много интернет-газет.

В Азербайджане впервые появилась виртуальная газета в сфере образования - "Азербайджан муаллими" ("Азербайджанский учитель") www.muallimedu.az. Сайт разработан программистами Министерства образо­ва­ния. Новая виртуальная газета создана в соответствии с Государственной прог­раммой «Электронный Азербайджан» и Указом Президента Азербайджанской Республики «О некоторых мерах в области организации оказания государст­венными органами электронных услуг» и в рамках мероприятий, реализуемых Министерством образования. Газета «Азербайджан муаллими» стала первой газетой в истории прессы Азербайджана подписавшаяся под этим передовым новшеством. Данный шаг газеты служит более удобному получению инфор­мА­ции со стороны широкой читательской аудитории, многотысячных работников образования, учащихся и студентов, а также доведению до общественности реформы, проводимых в области образования и достигнутых успехов. Создание газеты служит более удобному получению информации, как работниками сферы образования, так и широким кругом читателей, а также освещению преобразований и успехов в сфере образования. Пользователи, войдя на сайт http://www.muallim.edu.az смогут смотреть, перелистать, читать и увеличить любую страницу газеты. Новая электронная версия газеты позволяет получить полную информацию, опубликованную в газете, следить за всеми новостями, увидеть разные статьи и документы в оригинале. Раньше все материалы разме­щались на сайте в разделах, и для того чтобы почитать статьи, необ­ходимо было их искать по одному, в новой виртуальной газете все страницы на виду. 

Основные новостные сайты, действующие в Азербайджане:

www.day.az

www.mediaforum.az

www.today.az

www.lent.az

www.news.az

www.milli.az

www.vesti.az

www.qafqazinfo.az

СМИ

• Эхо - общественно-политическое обозрение Азербайджана

• Zerkalo.az - ежедневная информационная газета

• Наш век - еженедельная газета "Наш Век"

• Новое Время - ежедневная информационная газета

• 525-ая газета - ежедневная информационная газета

• Экспресс - ежедневная газета

• Internews.az - неправительственная организация по поддержке и развитию независимых СМИ

• АГИЦ - азербайджанский гендерный информационный центр

• "Азербайджан" - газета Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджанской Республики

• Day.az - информационный проект

• Азербайджанские известия - газета

• IRS-Наследие - сайт одноименного журнала

• Respublica - сайт одноименной газеты

• Ikisahil.com - сайт одноименной газеты

• Newsaz.info - информационный ресурс

• Today.az - информационный проект

• Br.az - сайт газеты "Бакинский Рабочий"

• Сaspenergy.com - сайт аналитического журнала CaspianEnergy

• BBCAzeri - Азербайджанская редакция BBC

Проанализировав функционально-структурные особенности электронных версий газет, автор пришел к следующим выводам:

1. Электронные версии газет выделяются в отдельную группу СМИ на основании определенных свойств: гипертекстуальности, мультимедийности, возможности интерактивного потребления информационного продукта. И в этом заключается их главное отличие от бумажных газет.

2. Структура электронной версии газеты во многом напоминает струк­туру газеты бумажной: в электронной версии газеты также присутствуют тема­ти­ческие рубрики, разделы, рекламные блоки и т.д. Но разница в структуре между двумя типами газет заключается в структуре страниц: если бумажная газета содержит определенное, конечное число страниц, то электронная версия газеты может иметь бесконечное число страниц (в зависимости от количества мате­риалов и благодаря такому своему свойству, как гипертекстуальность) [5, с.383].

3. Структура любой электронной версии газеты, как правило, содержит электронный архив публикаций, что позволяет читателю оперативно найти и прочитать любой интересующий его номер или статью.

4. Основные новости и наиболее свежая информация в электронной вер­сии газеты размещены на заглавной странице сайта (аналог первой полосы бумажной газеты). 

5. Гипертекстуальность электронных версий газет не позволяет заводить читателя в «информационный тупик»: как «глубоко» в какую-либо рубрику читатель бы ни зашел, он в любой момент может вернуться на заглавную страницу сайта, к новостям дня или к оглавлению рубрик.

6. Каждая из электронных версий газет выполняет несколько функций, однако ведущей функцией оказывается, как правило, лишь одна-две. Это во мно­гом связано с периодичностью обновления информации на сайте газеты. 

7. Для всех анализируемых сайтов газет характерны информативная, культуроформирующая, аналитическая, идеологическая, рекламная и др. функ­ции, однако, эти функции присущи сайтам в разной степени. 



Список использованной литературы

1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ. / А. И. Акопов. // Филологический вестник РГУ. – 1998. – № 3. – С. 43-51.

2. Бакшин В.В. Основы журналистики. – М.: Флинта, 2009. – 56 с.

3. Ворошилов В.В. Журналистика. – М.: КноРус, 2009. – 496 с.

4. Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникации (области пересечения и проблемы взаимодействия) / Е.В. Какорина // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 67-98.

5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити, 2005. – 383 с.

6. Корконосенко С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени // Средства массовой информации и современное общество. СПб, 2000

7. Кушнерук С.Л. Расширение коммуникативного пространства: специ­фика текстов электронных СМИ в сравнении с печатными // Политическая лингвистика. – 2007. – № 3 (23).

8. www.mediaforum.az 

Summary

The author tells of printed electronic media in Azerbaijan. The author analyzes the functional and structural features of the electronic versions of newspapers. Author in the article focuses on the views of the chief editors of today's popular newspapers in Azerbaijan.

Key words: electronic media, newspapers structure, media forums.

Xülasə

Məqalə Azərbaycanın elektron mediasından bəhs edir. Müəllif qəzetlərin elektron versiyasının funksional-struktur xüsusiyyətlərini təhlil edir. Müəllif məqalədə hazırki dövrdə Azərbaycanın tanınmış redaktorların fikirlərinə önəm verir.

Açar sözlər: elektron media, qəzetin strukturu, media forum.


Комментариев нет:

Отправить комментарий