Нигяр Икрам кызы Агаева
научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории «Журналистика»
В настоящее время активно развивается и совершенствуется новый вид распространения журналистской продукции – электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телевизионные каналы, радиостанции, газеты, журналы. Электронные версии печатных газет появились благодаря возникновению глобальной Сети. Будучи одним из самых крупных достижений XXI века - международная сеть Интернет - послужила причиной образования нового вида Средств Массовой Информации. Во всём мире уже наряду с печатным вариантом СМИ существуют и интернет сайты. Сайт это деятельность какой-либо организации в интернете. Такие сайты имеют свои особенности и в форме подачи материала, и в способах распространения, и типологические особенности, и в способах своего оформления. Одной из особенностей электронной версии газеты является то, что она постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована. Другой особенностью электронных версий газет является их гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро находить различные материалы, ссылки, в связи с чем, чтение электронной версии газеты оказывается более осмысленным, содержательным, может быть, и более разнообразным. Электронные версии газет позволяют читателю получать в свое распоряжение все виды информации – и аудиовизуальную, и текстовую. Однако новые виды СМИ уступают печатной прессе, как правило, в уровне аналитичности [1,с.43-51]. В зависимости от задач сайта, особенностей его целевой аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура – состав, строение и заполнение его электронных страниц.
Как и бумажная газета, электронная версия газеты имеет свои функции и особенности в своей структуре. У сайта газеты не может быть одной-единственной функции – набор функций сайта газеты всегда велик, однако на первый план выступают, как правило, одна-две функции. Структура же электронных версий газет, с одной стороны, значительно отличается от структуры газет бумажных (вследствие гипертекстовости и мультимедийности), а с другой – во многом с ней схожа (наличием определенных рубрик, разделов и т.д.). Основные характеристики сайта газеты, главные тематические направления материалов, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д. обусловливают цели и задачи сайта. Немалое значение имеют особенности аудитории сайта, ее состав, интересы, информационные запросы.
Они влияют не только на тематику материалов сайта, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на электронных страницах. Важный фактор, определяющий структуру номера сайта газеты, – его содержательно-тематическая модель. Формируя структуру сайта газеты и отдельных его рубрик, как правило, отвечают на четыре главных вопроса: «Что включить в номер?», «В каком соотношении должны находиться различные части его содержания?», «Как их расположить?», «Как подать материал, какие формы для этого использовать?» [3,с.486]. Каждый номер электронной версии газеты состоит из материалов, посвященных самым важным вопросам современности, – «злобе дня», поднимает самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого присутствуют самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций. Под публикацией мы понимаем опубликованный – размещенный на сайте для восприятия ее читателями – текст или иллюстрацию.
В Азербайджане интернет-медиа берет свое начало с 1996-го года. До того момента сеть использовалась в качестве информационного распространения только в электронной переписке. Основу первых Интернет-медиа в стране, среди русскоязычных СМИ были заложены со стороны газет «Зеркало» (www.zerkalo.az), среди азербайджаноязычных – «Ени Мусават» (www.musavat.com). Информационное Агентство «Туран» также считается одним из основателей распространения информации через Интернет: www.turan.az. Позднее были созданы интернет адреса газет «Азадлыг» (www.azadliq.az), «525-джи газет» (www.525ci.com), «Айна» (www.ayna.az), «БизимЭср» (http://bizimasr.media-az.com/), «Азербайджан» (http://www.azerbaijan-news.az/), «Заман» (www.zaman.com.az), Информационного Агентства «Тренд» (www.trend-az.com).
Как же влияет наличие интернет страницы на продажу газет в Азербайджане? Онлайновая версия означает идти в ногу со временем, и она необходима для выхода в мировое информационное пространство. Но за вычетом интернет СМИ, эти интернет страницы создают определенные проблемы для СМИ, особенно для органов бумажной печати. Например, наличие возможности чтения газеты с Интернета отражается на продаже газеты, а значит, и на прибылях, поступающих в редакцию. Буквально недавно владелец газеты «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер высказал предположение, что именно по вышеуказанной причине в ближайшие 5 лет печать газеты, возможно, прекратиться и деятельность будет продолжена в режиме онлайн. Для выяснения воздействия Интернета на газеты Азербайджана сайт «Медиа форум» обратился к руководителям некоторых органов печати. Главы печатных органов выразили отношение к высказываниям относительно полного исчезновения печатной продукции в связи с развитием Интернета. Главный редактор газеты Ени Мусават Рауф Арифоглы заявил, что Интернет версия газеты «Ени Мусават» приводит к уменьшению продажи газеты на 300-500 экземпляров ежедневно. По словам редактора, для предотвращения этого явления они раньше избрали такую тактику – ежедневные материалы размещались на сайте чуть позже, в дневные часы: «Этой практикой пользуются во многих странах мира. Но затем мы отказались от этой традиции, так как хотели, чтобы и в электронной версии «Ени Мусават» читали больше и раньше всех. По этой причине для сохранения лидерства в виртуальном мире и, несмотря на материальные потери, начали размещать материалы вовремя». Р.Арифоглы заявил, что во всем мире онлайновая версия влияет на печатную медию, и Азербайджан тоже не остался в стороне от этой тенденции: «Теоретические прогнозы таковы, что электронные газеты, в том числе электронные СМИ в течение ближайших 20 лет выведут из оборота бумажные варианты газет» [8].
Главный редактор газеты 525-джи газет Рашад Маджид тоже заметил, что интернет страница газеты влияет на продажу, особенно в столице. По его словам, если в Баку реализуется 1500-2000 экземпляров газеты «525-джи газет», то интернет версия читается в три раза больше: «Поэтому в редакции как-то прозвучала мысль, что надо делать платным вход на сайт в Азербайджане. Но я считаю, что еще очень рано делать такие шаги». Но, несмотря на это, главный редактор не верит, что Интернет отправит в архив печатную медию: «Я принимал участие на диспутах по этой теме в США еще в 1998 году. То есть 10 лет назад этот вопрос обсуждали, но газеты до сих пор издаются. По-моему, газета имеет свои преимущества, и Интернет не может полностью заменить его. Печатная газета имеет иной эффект, газету можно читать, держа в руках, носить с собой, в Интернете же этих возможностей нет»[8].
Главный редактор газеты «Азадлыг» Ганимат Захид думает, что виртуальный мир не окажет на печатную медию существенного влияния. Г.Захид, объясняя позднее размещение обновлений на веб-сайте «Азадлыг» техническими причинами, заявляет, что в этом запоздании не преследуется какая-то цель. Г.Захид считает, что Интернет никогда не сможет полностью вывести из оборота бумажную медию: «Всегда звучали мистические суждения о конце света. Когда телевидение стало популярным, тоже предсказывали конец газетного дела. Но так не произошло. Конец бумажных газет, наверно, никогда не наступит. В миссии газетного дела могут произойти изменения. Может быть, это уже произошло. Когда выпускались первые газеты, их миссия отличалась от нынешних газет» [8].
Главный редактор газеты «Экспресс» Газанфар Байрамов заявил, что онлайновая версия газеты практически не влияет на продажу. По мнению главного редактора, Интернет еще не очень распространен в Азербайджане, и поэтому не очень влияет на продажи: «Именно по этой причине в отличие от стран Европы, а также США сайты в Азербайджане выведут из оборота печатнуюмедию еще не очень скоро» [8].
Главный редактор газет «Реальный Азербайджан» и «Гюнделик» Азербайджан» Эйнулла Фатуллаев говорит о том, что сайты в основном интересны читателям из-за рубежа. Например, объявления на сайте газеты «Реальный Азербайджан», который выпускается раз в неделю, происходят через 4-5 дней после выхода газеты, и это главный редактор объясняет продажей. По словам главного редактора, в противном случае продажа газеты упадет и редакция понесет большие убытки. Но электронная страница «Гюнделик» Азербайджан» обновляется оперативно и главный редактор заявляет, что это оказывает на продажи значительное влияние. Э.Фатуллаев думает, что виртуальный мир выведет из оборота не только газеты, но даже телевидение и радио в традиционном понимании: «Например, телевидение Михаила Гущинского распространяется по Интернету и собирает очень большую аудиторию». Э.Фатуллаев считает, что в течение 10-15 лет в Азербайджане возникнет Интернет радио, Интернет телевидение, одновременно, газеты, телевидение и радиостанции постепенно начнут функционировать только в Интернете. Главный редактор находится во мнении, что это самый удачный путь избегания цензуры и давления властей, и оказания сопротивления [8].
Заместитель главного редактора газеты «Эхо» Наир Алиев считает, что интернет страницу можно считать «хорошим приложением» к газете: «Не сказал бы, что электронная версия оказывает отрицательное влияние на деятельность газеты». Н.Алиев считает, что наличие сайта еще более расширяет читательскую аудиторию газеты. Относительно мнения выхода из оборота газет в результате расширения Интернета, Н.Алиев заявил, что это возможно в очень далекой перспективе: «Газета достаточно устоявшееся СМИ» [8].
Первой электронной газетой Азербайджана была «Гражданское Общество», деятельность которой началась в 1990-х годах. А «Bakutoday.net» - первая онлайн газета на английском языке, начавшая свою деятельность в 2000-х годах. Эта газета новостей на английском языке для Кавказского и Прикаспийского регионов. В настоящее время в стране действуют очень много интернет-газет.
В Азербайджане впервые появилась виртуальная газета в сфере образования - "Азербайджан муаллими" ("Азербайджанский учитель") www.muallimedu.az. Сайт разработан программистами Министерства образования. Новая виртуальная газета создана в соответствии с Государственной программой «Электронный Азербайджан» и Указом Президента Азербайджанской Республики «О некоторых мерах в области организации оказания государственными органами электронных услуг» и в рамках мероприятий, реализуемых Министерством образования. Газета «Азербайджан муаллими» стала первой газетой в истории прессы Азербайджана подписавшаяся под этим передовым новшеством. Данный шаг газеты служит более удобному получению информАции со стороны широкой читательской аудитории, многотысячных работников образования, учащихся и студентов, а также доведению до общественности реформы, проводимых в области образования и достигнутых успехов. Создание газеты служит более удобному получению информации, как работниками сферы образования, так и широким кругом читателей, а также освещению преобразований и успехов в сфере образования. Пользователи, войдя на сайт http://www.muallim.edu.az смогут смотреть, перелистать, читать и увеличить любую страницу газеты. Новая электронная версия газеты позволяет получить полную информацию, опубликованную в газете, следить за всеми новостями, увидеть разные статьи и документы в оригинале. Раньше все материалы размещались на сайте в разделах, и для того чтобы почитать статьи, необходимо было их искать по одному, в новой виртуальной газете все страницы на виду.
Основные новостные сайты, действующие в Азербайджане:
www.day.az
www.mediaforum.az
www.today.az
www.lent.az
www.news.az
www.milli.az
www.vesti.az
www.qafqazinfo.az
СМИ
• Эхо - общественно-политическое обозрение Азербайджана
• Zerkalo.az - ежедневная информационная газета
• Наш век - еженедельная газета "Наш Век"
• Новое Время - ежедневная информационная газета
• 525-ая газета - ежедневная информационная газета
• Экспресс - ежедневная газета
• Internews.az - неправительственная организация по поддержке и развитию независимых СМИ
• АГИЦ - азербайджанский гендерный информационный центр
• "Азербайджан" - газета Милли Меджлиса (Парламента) Азербайджанской Республики
• Day.az - информационный проект
• Азербайджанские известия - газета
• IRS-Наследие - сайт одноименного журнала
• Respublica - сайт одноименной газеты
• Ikisahil.com - сайт одноименной газеты
• Newsaz.info - информационный ресурс
• Today.az - информационный проект
• Br.az - сайт газеты "Бакинский Рабочий"
• Сaspenergy.com - сайт аналитического журнала CaspianEnergy
• BBCAzeri - Азербайджанская редакция BBC
Проанализировав функционально-структурные особенности электронных версий газет, автор пришел к следующим выводам:
1. Электронные версии газет выделяются в отдельную группу СМИ на основании определенных свойств: гипертекстуальности, мультимедийности, возможности интерактивного потребления информационного продукта. И в этом заключается их главное отличие от бумажных газет.
2. Структура электронной версии газеты во многом напоминает структуру газеты бумажной: в электронной версии газеты также присутствуют тематические рубрики, разделы, рекламные блоки и т.д. Но разница в структуре между двумя типами газет заключается в структуре страниц: если бумажная газета содержит определенное, конечное число страниц, то электронная версия газеты может иметь бесконечное число страниц (в зависимости от количества материалов и благодаря такому своему свойству, как гипертекстуальность) [5, с.383].
3. Структура любой электронной версии газеты, как правило, содержит электронный архив публикаций, что позволяет читателю оперативно найти и прочитать любой интересующий его номер или статью.
4. Основные новости и наиболее свежая информация в электронной версии газеты размещены на заглавной странице сайта (аналог первой полосы бумажной газеты).
5. Гипертекстуальность электронных версий газет не позволяет заводить читателя в «информационный тупик»: как «глубоко» в какую-либо рубрику читатель бы ни зашел, он в любой момент может вернуться на заглавную страницу сайта, к новостям дня или к оглавлению рубрик.
6. Каждая из электронных версий газет выполняет несколько функций, однако ведущей функцией оказывается, как правило, лишь одна-две. Это во многом связано с периодичностью обновления информации на сайте газеты.
7. Для всех анализируемых сайтов газет характерны информативная, культуроформирующая, аналитическая, идеологическая, рекламная и др. функции, однако, эти функции присущи сайтам в разной степени.
Список использованной литературы
1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ. / А. И. Акопов. // Филологический вестник РГУ. – 1998. – № 3. – С. 43-51.
2. Бакшин В.В. Основы журналистики. – М.: Флинта, 2009. – 56 с.
3. Ворошилов В.В. Журналистика. – М.: КноРус, 2009. – 496 с.
4. Какорина Е.В. СМИ и интернет-коммуникации (области пересечения и проблемы взаимодействия) / Е.В. Какорина // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 67-98.
5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити, 2005. – 383 с.
6. Корконосенко С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени // Средства массовой информации и современное общество. СПб, 2000
7. Кушнерук С.Л. Расширение коммуникативного пространства: специфика текстов электронных СМИ в сравнении с печатными // Политическая лингвистика. – 2007. – № 3 (23).
8. www.mediaforum.az
Summary
The author tells of printed electronic media in Azerbaijan. The author analyzes the functional and structural features of the electronic versions of newspapers. Author in the article focuses on the views of the chief editors of today's popular newspapers in Azerbaijan.
Key words: electronic media, newspapers structure, media forums.
Xülasə
Məqalə Azərbaycanın elektron mediasından bəhs edir. Müəllif qəzetlərin elektron versiyasının funksional-struktur xüsusiyyətlərini təhlil edir. Müəllif məqalədə hazırki dövrdə Azərbaycanın tanınmış redaktorların fikirlərinə önəm verir.
Açar sözlər: elektron media, qəzetin strukturu, media forum.
Комментариев нет:
Отправить комментарий