среда, 9 декабря 2015 г.

Исследования СМИ Азербайджана в многополярном мире



Гюнель Оруджалиева Искендер кызы 

научный сотрудник 
научно-исследовательской
лаборатории «Журналистика»

Современную эпоху можно охарактеризовать как этап всеобъемлющей трансформации общества. Специфика этапа заключается в кардинальных изменениях всех социальных констант, определявших законы социального развития в ХХ веке. Новые структурные образования, организационные формы изменяют и модернизируют социальный дизайн. Рождающаяся на наших глазах, в режиме реального времени инфраструктура глобализации обладает такими беспрецедентными характеристиками, как масштаб новых структур, их системная сложность, социальная альтернативность, полиструктурность, деиерархичность или кластерный тип организации, глобальная синергия, мультикратия. 
Сложившаяся на сегодня инфраструктура глобализации являет собой сложную совокупность функционально специализированных организационных подсистем, на основе которых реализуются и управляются (координируются) те или иные глобальные процессы. К их числу можно отнести мировую финансовую систему, международный бизнес, систему социальной миграции (включая профессиональную миграцию, процессы глобализации образования, сфер профессиональной деятельности и т.п.), систему глобализации технико-технологических стандартов, единый пространственно-временной континуум мировой культуры, единое мировое информационное пространство и т.п. Традиционную геополитическую трактовку многополярности следует дополнить информационной. Особую роль в становлении единого глобального и одновременно многообразного многополярного мира играет информатизация, в ходе которой возникла глобальная информационно-коммуникационная система (ГИКС), кардинально изменившая базовые параметры информационной среды. Это нашло выражение в формировании нового информационного режима, стирании барьеров между различными каналами трансляции информации и формами ее существования, в возможности глобального охвата аудитории единым контентом, глобализации контентов, быстроте прохождения сообщений, интеллектуализации информационной инфраструктуры. 

Экстремальные режимы можно условно обозначить как режим целевой монополизации информационного пространства и режим спонтанного глобального резонанса. В первом случае речь идет о попытках монополизации информационного пространства одним или чаще несколькими конкурирующими игроками, в качестве которых могут выступать государства, международные организации, общественные лидеры, бизнес-структуры, способные оплатить услуги (или оказать давление) на ведущие каналы СМИ и осуществить целевой информационный прессинг в глобальных (или иных крупных) масштабах. Очевидно, что возможность установления экстремального информационного режима, монополизирующего глобальное информационное пространство, вполне реальна. Более того, можно прогнозировать появление таких акций, инициированных альтернативными системами по мере роста их влияния, ресурсов, способности генерировать общезначимые контенты для трансляции через каналы ГИКС и манипуляции общественным мнением, воздействия на лидеров и т. п. 
Необходим диалог различных демократических концепций и культур СМИ, но такого диалога в рамках плюралистического демократического сообщества пока еще не возникло. Может быть, это будет диалог между европейцами и Соединенными Штатами Америки или между США и Индией, между европейцами и Японией. Можно и нужно обдумывать эти модели и вести в этом направлении серьезные исследования, без которых концепция перехода и переходного периода повисает в воздухе без серьезного обоснования направлений движения, изучения и сопоставления тех моделей, к которым можно перейти или сконструировать их на основе имеющегося демократического опыта и сегодняшней информационно-коммуникационной ситуации. Что касается Азербайджана, то она в силу исторических традиций ближе к западной модели и ее европейскому варианту. Независимо от того, принимается концепция однополюсного или многополюсного мира, главное, что нет сторонников двухполюсного мира и связанной с ним конфронтационной стилистики СМИ, которая все события рассматривала в двухцветной окраске. Где бы что ни произошло (в Африке, Латинской Америке, Азии или Европе), стереотипное объяснение было наготове: рука Баку или Вашингтона, козни КГБ или ЦРУ. Ушли в прошлое интернационализация и идеологизация различных конфликтов с позиций борьбы двух сверхдержав, двух лагерей, двух блоков. В связи с этим обостряется национальная чувствительность СМИ, которая часто приходит на смену идеологическим и интернационализирующим составляющим, неся с собой новые опасности, на которые обратил внимание в своей книге профессор Дж. Мамедли. «С окончанием холодной войны ушло в прошлое противостояние двух великих держав, а с ним и двухцветное видение мира. Не без труда, но строятся новые партнерские отношения» (7, с.98). Что же касается СМИ, то отказ от риторики холодной войны и стереотипной двухцветной трактовки событий международной жизни стал их важным новым содержательным показателем, который относится не к переходному периоду, а к новым информационно-коммуникационным реалиям современного мира.

Глобализация коренным образом изменила контуры современного мира, значительно обострила геополитические, экономические, межнациональные, межконфессиональные и социокультурные противоречия. По мере усиления процессов глобальной унификации все более отчетливо проявляется обратная тенденция дифференциации локальных идентичностей. В условиях все более усложняющегося взаимозависимого многополярного мира особенно важно осознавать то, что богатство любого организованного социума, богатство культуры проявляется в многообразии и диалоговом взаимодействии.

В условиях многополярного мира, образующегося в результате глобализации процессов ведения хозяйственной деятельности, создания новых видов социализации, национальной и этнической дивергенции, экологического дисбаланса и т.п., толерантность обнаруживается как интенция общечеловеческих интересов и потребностей. Она заявляет о себе в качестве необходимой предпосылки в разнообразии социальных связей и новых формах коммуникативно-целесообразных отношений.
Заявленная тематика статьи, конечно, не может касаться только эмпирических (качественных и количественных) проявлений толерантности в средствах массовой информации, в различных сферах, например, политики, этнических, межконфессиональных и других отношений.

Когда идет речь о необходимости изучить переходный период в развитии СМИ, а также специфические условия перехода Азербайджана других стран от тоталитаризма к демократии, от авторитарной журналистики социалистического типа к журналистике, основанной на принципах свободы печати, очень важно опираться на изучение всех обстоятельств этого перехода и учитывать все особенности, которые характеризуют этот промежуточный этап.

Пресса живет во времени, а время имеет ту особенность, что оно течет, изменяется. Таким образом, пресса живет постоянно в переходе от одного состояния к другому. Конечно, характер переходности, характер ожидания перемен в разные моменты будет разным. Исторический опыт этих переходных процессов, конечно же, очень важен для понимания того, что происходит сегодня в Азербайджане и других странах СНГ.

В Азербайджане переход к демократии и к рынку ознаменовался весьма существенными изменениями и сказался как на структуре, так и на особенностях функционирования и трансформации СМИ. Следует, однако, иметь в виду, что переход к новым принципам функционирования и, может быть, даже профессионализма происходит в определенной мере и в международных средствах массовой информации, в глобальных СМИ. И это, несомненно, накладывает свой отпечаток и на развитие СМИ в Азербайджане. Демократические преобразования открыли реальные возможности для обновления журналистики. «В условиях новых тенденций и рыночных отношений она обрела типологическое многообразие и сформировалась в многоканальную коммуникационную систему, сохранив при этом свой многонациональный характер» (7, с.115).

В азербайджанском законе "О средствах массовой информации", действующем с 1 декабря 1992г, а также обновленном в марте 2000г., гарантируется свобода слова, возможность получать любую информацию, не противоречащую конституции страны, осуществление профессиональной деятельности журналиста и его социальная защита, обеспечивается охрана его чести и достоинства, здоровья и жизни, имущества. Согласно закону, учредителем средства массовой информации в республике могут быть граждане, достигшие совершеннолетия, объединение, организация, государственный орган.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяется тем, что она исследует преобразования азербайджанской прессы в условиях реформирования общества. В основе - механизмы оптимизации структуры азербайджанской печати, которая дает возможность проявиться в должной мере основным качествам системы в процессе ее функционирования. На основе структурных закономерностей происходят процессы интеграции и дифференциации в прессе Азербайджана, формируются отдельные газетные и журнальные издания. Исследуя системные закономерности азербайджанской прессы, особенности их проявления в процессе реформирования общества, мы выявляем тем самым принципы и методы ее реорганизации, условия и факторы формирования оптимальной структуры периодики, соответствующие ее функциональной структуре, изучаем современное состояние и тенденции развития.

Более того, регулярно в Азербайджане проходят также международные форумы, посвященные проблемам современной журналистики. Так, в конце октября 2011г. в Баку при участии ученых, государственных деятелей и деловых людей Турции, Казахыстан, Кыргызыстан и республик Центральной Азии проходил второй медиа-форум тюркоязычный стран по проблемам журналистики. По мнению выступивших, проведение такого рода мероприятий представляется крайне важным в тот момент, когда республика активно интегрируется в европейские структуры. И многие из них, говоря о значении прессы в политической жизни страны, отметили ее роль как катализатора идущих преобразований в Азербайджане. На форуме прозвучало также предложение о создании Единого телевизионного пространства тюркоязычных народов. 

В новых условиях Азербайджан стремится активно участвовать и в международном обмене информацией. В средствах массовой информации республики часто используются материалы ИТАР-ТАСС, Интерфакса, радиостанций «Голос Америки», «Би-би-си». В Баку распространяются ведущие российские газеты: «Аргументы и факты», «Известия», «Эхо», «Литературная газета», «Комсомольская правда». В Азербайджане немало корреспондентов турецких средств массовой информации. Здесь имеют свое представительство ТРТ, телекомпания "6-й канал", газета «Миллийет», агентства «Анадолу Ажансы». Тиражом 10 тыс. экз. раз в неделю регулярно издается турецкая газета «Заман» («Время»), В последние годы созданы также турецко-азербайджанское агентство «АТА». С углублением демократических реформ в обществе происходит дальнейшая актуализация функций азербайджанской прессы. Новые экономические отношения вынуждают средства массовой информации искать новые, нестандартные пути закрепления на информационном рынке, решительно изменять и расширять свои типологические характеристики.

«Трансформация азербайджанского общества и интеграция его в мировое сообщество, принимающая, по мнению многих исследователей, преимущественно деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в обществе». (2, с.45) Нетрудно предположить, что в стабильном, гомогенном, интегрированном обществе уровень терпимости должен быть выше. В материалах азербайджанских СМИ необходимо отметить формирование толерантного мышления. Категория диалога является ведущей категорией в анализе толерантных отношений, толерантность невозможна без диалога, без представления точек зрения всех граждан, особенно участников конфликта. Примечательна в этом отношении (как пример толерантного разрешения конфликта) подача материалов в качестве реакции-отклика на ранее опубликованное. Внутренняя диалогичность, при внешне монологичном тексте, здесь проявляется как выражение взаимодействия различных точек зрения, позиций участников конфликта. Многие проблемы азербайджанского общества берут свое начало в существовании различных культурных традиций. «Казалось бы, любая культура должна обуславливать терпимое, сочувственное, понимающее отношение ко всякой другой культурной традиции, какой бы чужеродной, инаковой она не представлялась». (3, с.57)

Однако оглядываясь на историю СНГ и Азербайджана можно утверждать, скорее, обратное. Сегодняшние противоречия культурных традиций, основанных в том числе и на религиозных ценностях, выливаются, с одной стороны, в противостояние сторонников национальной самодостаточности и глобалистов, с другой стороны, в настоящую войну террористов против целых государств.

В текущий круговорот мультикультурных проблем в большой степени вовлечены Азербайджанские журналисты. Прежде всего как трансляторы происходящего через средства массовой информации. И в то же время как участники происходящих социальных конфликтов. Формирование новых норм и правил поведения в обществе, базирующихся на толерантности как активной добродетели, должно быть основано и на толерантной журналистике. К сожалению, далеко не все представители азербайджанских СМИ демонстрируют толерантные стереотипы поведения. На страницах СМИ встречаются многочисленные факты речевой агрессии, которые приводят к фрустрации аудитории и дезинтеграции общества.


ЛИТЕРАТУРА
1. Агафонова Ю.А. Человек, общество, толерантность. Москва, 2008.

2. Гулиев М.А. Политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества. СПб. 2009.

3. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2008.

4. Мамедли Дж. Современная журналистика. Баку, 2003.

5. Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. Краснодар, 2007.

6. McQual D. Sociology of mass communications. Washington. 2002.

7. Мамедли Дж. Современная журналистика. Баку, 2003.









































Комментариев нет:

Отправить комментарий